Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Кафедра теории и истории музыки

       
  
Кафедра теории и истории музыки – одна из старейших кафедр института (в 2014 году ей исполнилось 50 лет) является многопрофильной.

Кафедра осуществляет фундаментальную подготовку музыкантов - специалистов и бакалавров по музыкально-теоретическому циклу дисциплин (с 2011 г. кафедра готовит бакалавров по одиннадцати музыкальным направлениям и профилям ) : сольфеджио, теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, полифония, история музыки, курсы по выбору и факультативы (музыкальная терминология, теория музыкального содержания, музыка как вид искусства, история нотации, интерпретация музыкальных произведений, гармония и полифония в народной музыке, гармония и полифония в джазе, современная гармония и полифония, музыкальная критика, современная оперная драматургия). Педагоги ведут занятия со всеми студентами музыкальных специализаций, направлений и профилей института музыки: дирижерами народного, академического хоров; дирижерами духового, эстрадного оркестров; дирижерами оркестра народных инструментов, исполнителями на духовых, эстрадных и народных инструментах; пианистами; вокалистами - классическими, джазовыми исполнителями, исполнителями народных песен.

С 2013 г. кафедра ведет подготовку бакалавров по направлению «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (профиль «Музыковедение»).

История кафедры

Кафедра теории и истории музыки была организована в 1964 г. В качестве руководителя кафедры пришел известный композитор Осокин М.А. У истоков кафедры стояла плеяда педагогов – авторов методических работ по сольфеджио (Шатилова Л.М.), теории музыки (Андреев Г.Я.). В 60-ые годы кафедра приобрела новых исследователей: в области политональности (Паисов Ю.И.), мелодии (Малютин М.С.), гармонии (Клементьева Н.А., Алексеева Н.А., Блюмкина А.В), фольклора (Ханбекян А.М.), психологии музыкальных способностей (Картавцва М.Т.); на кафедре начал работать исследователь истории отечественной музыки, композитор Налбандян Э.Р.

Вместе с приходом в качестве зав. кафедрой музыковеда Рыжкина И.Я. (1966 г) - ислледователя творчества Л.В. Бетховена, на кафедру пришли музыковеды: Цхурбаева К.Г.- специалист по осетинской музыке, Комиссарская М.А. – исследователь творчества Д.Д. Кабалевского, Попова Т.В. – фольклорист, автор книги «Русское народное творчество», Фаризова Н.Ф.- продолжатель и соратник Поповой Т.В., Дощечко Н.А. – исследователь проблем музыкально-эстетического воспитания; Ковшарь И.Ф. – исследователь в области истории массовых музыкальных представлений. В этот период были организованы предметные секции кафедры, созданы учебные пособия, программы по дисциплинам. Кафедра также пополнилась музыковедом, главным редактором журнала «Музыкальная жизнь» Поповым И.Е. и известным композитором Муравлевым А.А., лауреатом Государственной премии СССР.

С 1973 г. кафедрой руководил хоровой дирижер, проф. Гейнрикс И.П. В 70-е гг. в коллектив кафедры влились молодые специалисты: Ведерников Е.И., занимавшийся проблемами музыкальной драматургии; Иванченко Т.В. – проблемами межпредметных связей, Мятиева О.М., Кирнарская Д.А. – исследованием активных методов обучения, Сидорова М.Б. – проблемами совершенствования учебного процесса, Черватюк П.А. – авторской методикой преподавания гармонии; Подшивайленко Н.В., Волкова (Стогний) И.А. – исследованиями в области современной гармонии; Капланская С.А., Пальцев Б.Г. – музыковеды-историки; Карташева З.Б. – исследователь джазовой музыки; Ефимова Н.И. – исследователь старинной полифонии. На кафедре также работали композиторы- Смехнов Ф.Ф., Курченко А.П., Камарницкий О.М., Мохов Н.Н. – члены союза композиторов РФ.

С приходом в 1977 г. композитора, лауреата Государственной премии СССР Чекалова П.В.- автора многих произведений для народного оркестра, музыки к фильмам Шукшина В. – на кафедре создалась подлинно творческая атмосфера. Накопленный опыт учебно-педагогической деятельности в 80-е годы нашел отражение в диссертационных исследованиях (проблемы специфики вузов культуры, вопросы преподавания музыкально-теоретических дисциплин, исполнительский анализ произведений, проблемы музыкальной педагогики и психологии, проблемы диагностики музыкальных способностей). Кандидатские диссертации по специальности 13.00.08. защитили: Дощечко Н.А. Черватюк П.А., Мятиева О.М., Иванченко Т.В., Волкова (Стогний) И.А., Пальцев Б.Г., Кирнарская Д..А., Карташева З.Б.

В 90-е годы педагоги кафедры участвовали в исследовании в рамках Федеральной программы «Фольклор, дети, творчество» (рук. проф. Картавцева М.Т.), подготовили 4 выпуска сборников статей «Музыкально-теоретическое образование», 6 учебных пособий. Этот период ознаменовался новыми произведениями композиторов кафедры: молодой композитор Михеева С.Б. создала несколько вокальных циклов, проф. Налбандян Э.Р. сделал 8 фондовых записей на радио; композитор Курченко А.П. написал 4 симфонии для народного оркестра; зав. кафедрой Чекалов П.В. создал музыку к пяти фильмам, в том числе «Калина красная», «Живет такой парень», «Печки-лавочки» и др. В этот перид защитили докторские диссертации Ковшарь И.Ф., Ефимова Н.И.

  Начало ХХI века – новый этап развития кафедры, связанный с её многогранной деятельностью. Теоретики-музыковеды продолжают работать в содружестве с композиторами.

×